Вопросы теории и практики марксизма (42)
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ
Н.А. Андреева. Будущее за социализмом. – Ленинград: ЦК ВКПБ, 2018:
«Для того чтобы стать «авангардом рабочего класса», надо ЖИТЬ ЖИЗНЬЮ РАБОЧЕГО КЛАССА, надо знать, чем он дышит, чего добивается» (с. 22).
«КАКИМ СПОСОБОМ, КАКИМИ МЕТОДАМИ возможен возврат общества на путь подъёма в своём развитии, на путь социализма?
Полагаю, что данный вопрос не является предметом дискуссий для данной аудитории.
Мы, члены Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, проводим в жизнь НАУЧНУЮ, а потому единственно ВЕРНУЮ идеологию, идеологию марксизма-ленинизма, согласно которой возврат к социализму возможен только путём социалистической революции. Если контрреволюция может быть ползучей, то ползучие революции принципиально невозможны.
Представляется, что именно мы, СОВЕТСКИЕ КОММУНИСТЫ, должны возглавить процесс отказа от мировой системы империализма, возглавить мировой революционный процесс.
ЖИТЬ ЖИЗНЬЮ РАБОЧЕГО КЛАССА
Борьба за сердца и симпатии людей – это именно нужный и правильный подход в работе партийных организаций на местах.
Н.А. Андреева
Андреева Н.А. Неподаренные принципы, или краткий курс истории перестройки (избранные статьи, выступления). Ленинград, 1992:
«Идеологи реставраторства наперебой утверждают, будто современный рабочий класс утратил свою прогрессивную роль и не имеет более исторической перспективы. На смену ему, якобы, приходят «головастики», «белые воротнички», которые и становятся основой общества в его постиндустриальной ипостаси. Смысл подобных утверждений – политически разоружить трудящихся, разобщить их на отдельные отряды, не допустить создания единого антиимпериалистического фронта в международном масштабе и свержения власти национальной буржуазии в отдельных странах...
На самом деле значение рабочего класса не только не снижается в современном мире, а, наоборот, возрастает. При всех структурных изменениях, вызванных научно-технической революцией, рабочий класс растет и качественно, и количественно. И не столько «вымывается» на Западе в средний класс, сколько переходит в сферу обслуживания. Сегодня по своему отношению к собственности и другим классовообразующим признакам к рабочему классу примыкают сельские труженики, трудовая интеллигенция и другие слои населения, занятые по найму в общественном производстве и существующие за счет своего производительного труда. Это укрепляет социальную базу рабочего класса, его возможности объединять самые различные слои населения, делая их своими союзниками» (с. 226).
Актуальный С.М. Киров: "Тому, что называется племенной враждой, должен быть положен конец"
«Если выборы могли бы что-то изменить…», или снова о парламентском кретинизме
Относительно недавно капиталистические власти в России придумали такое нововведение, как «единый день голосования». До этого выборы в разных регионах проходили вразнобой в самые разные даты. Теперь «единым днём» для этого установили начало сентября. Вот и в 2019 году таким «днём выборов» было 8 сентября.
По мере приближения этой даты некоторые «левые» деятели, прежде всего, из КПРФ и близких к ним, превращались в зазомбированных клоунов, призывавших идти на избирательные участки и голосовать за «хороших» кандидатов.
ВКПБ практически со дня своего основания бойкотирует и игнорирует буржуазные выборы по веским причинам: никакие выборы не могут изменить природу существующего строя, капиталисты не отдадут из-за каких-то «голосований» ни власть, ни богатства. Рассчитывать на то, что путём бросания бюллетеней в урны можно добиться каких-то реальных перемен – глупо и наивно. Призывы левых партий участвовать в выборах, выставлять своих партийных кандидатов, только отвлекают трудящихся от реальной классовой борьбы, внушают им иллюзию, что якобы можно победить не революционным путем, а посредством бросания бумажек в урны. Но на выборах всё решают деньги, а также махинации и фальсификации. Как верно давно замечено: «Если выборы могли бы что-то изменить, они были бы запрещены». В.И. Ленин называл веру в то, что трудящиеся могут победить на выборах, парламентским кретинизмом.
Показательно, что в институте выборов уже давно разочаровалось большинство трудящихся, которые просто игнорируют эту клоунаду и не тратят время на хождение на участки.
Рабочие или мещане?
(письмо с завода)
20 марта Росстат сообщил о падении производства российских летательных аппаратов в 2018 г. на 13,5%, причём за январь и февраль 2019 г. снижение составило 48% по отношению к тому же периоду 2018-го года. В связи с этим хотелось бы сказать пару слов о производстве, которое непосредственно относится к авиационной промышленности.
Завод «Роствертол» является одним из флагманов отечественного вертолетостроения и одним из ведущих предприятий Ростовской области, наряду с «Ростсельмашем». По разным оценкам на нём работают до 9 тыс. человек, и такое падение производства не могло не отразиться на заводе, а значит и на рабочих, ведь рабочие – это та категория, которая всегда первой ощущает на себе все кризисы и снижения производства на предприятии. Не стал исключением и «Роствертол».
В 2018 г. на заводе начались сокращения. Как сообщали СМИ, сокращения начались ещё в 2017 г., тогда завод покинули 283 чел. (3,2%) и ещё 84 чел. (1%) в первом квартале 2018 г., что, в принципе, немного, но в реальности дела обстоят иначе, а сокращения продолжаются до сих пор.
Один мой знакомый назвал рабочих вертолётного завода «рабочей аристократией», и мне кажется, что на то есть основания: стабильная заработная плата, удобный рабочий график, хорошие условия труда, социальные гарантии. В наше время всё более нарастающей эксплуатации рабочего класса («Яндекс-еда», такси и т.д.), где из людей за мизерную зарплату выжимают все соки, завод кажется оплотом стабильности и уверенности в завтрашнем дне, этаким островком социализма в бушующем море капитала. Тут до сих пор существуют 13-ая зарплата, оплачиваемые больничные и отпуска. Но это только видимость стабильности, ведь завод уже давно принадлежит акционерам, которые делят львиную долю прибыли в виде дивидендов, а никому из рабочих не гарантировано право на труд, которое было закреплено в 118-й статье Конституции СССР и в которой говорилось о том, что: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством». Социалистическая организация народного хозяйства обеспечивала это право. Статья же буржуазной конституции России гласит, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Поэтому сегодня, если ты имеешь детей, которые могут болеть – свободен, проблемы со здоровьем – свободен, возраст не подходящий – свободен, не нужен ты больше своему работодателю – свободен! Ведь никто больше не даёт право на гарантированную работу, теперь труд свободен, и нынешние сокращения тому подтверждение. Сокращения, которые выдаются за техническое переоснащение и оптимизацию, а по факту вызванные падением производства в связи с отсутствием внятного гос.заказа и попаданием завода под иностранные санкции. Эти люди не нужны больше своему предприятию, теперь они свободны.
О ПРОБЛЕМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
2–6 марта – 100 лет со дня основания III, Коммунистического Интернационала (1919–1943 гг.)
В марте 1919 года, при В.И. Ленине, был создан Коммунистический Интернационал, который сыграл огромную роль в развитии и становлении международного коммунистического движения, в создании массовых пролетарских партий в ряде стран. Идейной и тактической основой Коминтерна являлся БОЛЬШЕВИЗМ. Ещё в начале деятельности КОМИНТЕРНА И.В. Сталиным был поставлен вопрос о большевизации компартий мира, что означало освоение ими идейных, тактических и организационных основ ленинизма, количественный и качественный рост компартий, умеющих сочетать революционную непримиримость к врагам социализма, терпеливую работу и борьбу за социальные права рабочих и всех трудящихся.
Международное коммунистическое движение ныне переживает не лучшие свои времена. Развал Советского Союза, осуществлённый мировым империализмом путём подрыва его изнутри через оппортунистическое перерождение верхушки правящей партии КПСС, трансформировавшейся, начиная с хрущёвских времён, из партии диктатуры пролетариата в социал-демократическую партию. К тому же правящая партийная элита, как выяснилось впоследствии, оказалась весьма засорена агентами влияния империализма.
В развале СССР и социалистического лагеря много трагичного, но нет ничего антиисторичного. Ленин указывал, что «революции без контрреволюции не бывает и быть не может» (т. 12, с. 171), «…чем сильнее развивается революция, тем сильнее сплачивается буржуазия» (т. 37, с.118).
В.И. ЛЕНИН В РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 ГОДОВ
Ко дню рождения В.И. Ленина
22 апреля 1870 г. родился ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (УЛЬЯНОВ) ЛЕНИН, вождь трудящихся всего мира, великий мыслитель, создатель и руководитель революционной Российской социал-демократической рабочей партии, вооруживший её всепобеждающим большевистским учением, вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель первого в мире социалистического союза братских народов – Союза Советских Социалистических Республик.
Нам дорог и поучителен каждый день великой ленинской жизни. Особо значимым представляется изучение титанической работы В.И. Ленина в годы российских революций. Он был их руководителем и вождём. Как пишет близко знавший его товарищ: «Ленин – гений революции. В ходе революционной борьбы он испытывал необыкновенный прилив сил и энергии, его мысль успевала охватывать все стороны, все особенности стремительного и сложнейшего общественного процесса». Ленин бесстрашно шел против течения по той дороге, которая ему казалась единственно правильной, и история доказала его правоту! Он неутомимо вербовал новых сторонников, рвал все отношения со вчерашними друзьями и единомышленниками, если они политически переходили в противоположный лагерь. Какой видел В.И. Ленин панораму революции? Он говорил: «Перед нами захватывающие сцены одной из величайших гражданских войн, войн за свободу, которые когда-либо переживало человечество, и надо торопиться жить, чтобы отдать все свои силы этой войне». «Задача передового класса в революции – познать верно направление борьбы и исчерпать все возможности, все шансы победы», – указывал В. И. Ленин.
ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ МАРКСИЗМА. К 170-летию со дня выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии»
«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» – этой фразой, ставшей знаменитой на весь мир, начинается «Манифест Коммунистической партии» – программный документ научного коммунизма, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом и выпущенный в свет 21 февраля, незадолго до революций 1848 г. в Европе. Это – первое произведение научного коммунизма, в котором Маркс и Энгельс строго научно и всесторонне обосновали мировоззрение рабочего класса – теорию марксизма.
В «Манифесте Коммунистической партии» «с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин).
Маркс и Энгельс, устанавливая основной закон развития всех антагонистических человеческих обществ – борьбу классов, – дают краткий обзор исторической смены рабовладельческого общества феодальным и феодального – капиталистическим. Затем они анализируют причины неизбежного крушения капитализма в силу его внутренних непримиримых противоречий и обосновывают конечную цель рабочего класса – коммунизм. Гибель буржуазии и победа пролетариата, пишут Маркс и Энгельс, «одинаково неизбежны».
В «Манифесте» Маркс и Энгельс определили роль коммунистической партии как неразрывной части рабочего класса и как его передового отряда, а также изложению программы коммунистической партии. Уничтожение частной собственности на средства производства и установление общественной собственности, на базе которой будут созданы все возможности для свободного развития личности, расцвета культуры и науки (что доказала советская власть в России – Советском Союзе, особенно в ленинско-сталинский период истории, что доказывают каждодневно Куба и КНДР), – такова основная программная цель борьбы коммунистов. Только социалистическая революция может произвести коренной переворот в общественно-экономических отношениях, в общественном бытии и сознании людей. «Первым шагом в рабочей революции, – пишут Маркс и Энгельс, – является превращение пролетариата в господствующий класс…» В «Манифесте», таким образом, даётся формулировка «одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи диктатуры пролетариата» (Ленин).
В «Манифесте» указывается, что коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя, вплоть до совместной с буржуазией борьбы против феодализма. Но коммунисты ни на минуту не забывают своей основной задачи – выработки у рабочих ясного сознания враждебной противоположности между пролетариатом и буржуазией. Добиваясь повсюду объединения и сплочения демократических сил всех стран, коммунисты открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь насильственным ниспровержением существующего капиталистического строя. В призыве, которым заканчивается «Манифест», – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – выражен интернациональный характер коммунистического движения. «Манифест Коммунистической партии» – величайшее творение человеческого гения, «песнь песней марксизма» (Сталин).
Как Фридрих Энгельс становится коммунистом
(К 196-летию со дня рождения)
28 ноября 1820 года в Бармене (Вупперталь), в семье текстильного фабриканта, родился Фридрих Энгельс, один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник Карла Маркса.
Отец Энгельса, которого также звали Фридрих, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 году поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельса оказала его мать – Элизабет ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству. Фридрих всем сердцем любил мать, которую считал прекрасным человеком.
В гимназии Энгельс с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты.
Внимание молодого Энгельса привлекало не только то, что он мог почерпнуть в гимназии из книг, осмыслив прочитанное. Особенно возмущали его нечеловеческие социальные и духовные условия жизни трудящихся Вупперталя, которые он повседневно наблюдал и которые находились в вопиющем противоречии с тем, что ему говорили в гимназии о человеческом достоинстве и человеческой свободе. Школьник Энгельс внимательно следил за жизнью людей. Он видел, что работа на капиталистической фабрике отнимала у них все силы и лишала всех радостей жизни, замечал их страшную нищету и возмущался лицемерием богатых фабрикантов, которые по воскресеньям дважды ходили в церковь, а на своих предприятиях доводили до изнурения детей и проявляли полное равнодушие, если рабочие оставались без хлеба и заработка.
В 1837 году по настоянию отца Энгельс, не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 году отец направил Энгельса в Бремен для службы в торговой фирме. Чуждый коммерции, Энгельс большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.
В Бремене Энгельс систематически знакомится с иностранной прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия».
Пролетарский корабль и коммунистический компас
Главной задачей любой подлинно коммунистической партии является соединение в одну мощную антикапиталистическую силу рабочего (пролетарского) и коммунистического движения. Без этого все разговоры о приближении к реальному социализму являются бесполезными и бессмысленными – пустой болтовней. И.В. Сталин в своей работе «Коротко о партийных разногласиях», созданной им в 1905 году, писал:
«Что такое научный социализм без рабочего движения? Компас, который будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт.
Что такое рабочее движение без социализма? Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей.
Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесется к другому берегу и невредимым достигнет пристани.
Подробнее ...
Историческое значение «Манифеста Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса
«Учение Маркса всесильно потому, что оно верно»
В.И.Ульянов (Ленин)
21 февраля с.г. исполняется 168 лет со дня первой публикации работы Карла Марса и Фридриха Энгельса «Das Manifest der Kommunistischen Partei» (нем.) в Лондоне. В 2013 году «Манифест коммунистической партии» и первый том «Капитала» Карла Маркса внесен в список «Памяти Мира» – Программы ЮНЕСКО для защиты памятников всемирного документального наследия, который существует с 1992 года, как перечень охраняемых документов со всех регионов мира. Это было сделано по совместному предложению Германии и Нидерландов. В обосновании говорится, что эти работы оказали большое влияние на социальные движения во всём мире от времени их написания.
Манифест «Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой Программой международной коммунистической организации, который написан К.Марксом в декабре 1847 – январе 1848 г.г. по поручению 2-го Конгресса Союза коммунистов в качестве его Программы.
В данной работе декларируются и обосновываются цели, задачи и методы зарождавшихся коммунистических движений и партий. Она провозглашает неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Сталин о борьбе народов за мир и о патриотизме
Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами
«Внешняя политика Советского Союза ясна и понятна:
1. Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интересы нашей страны.
2. Мы стоим за мирные, близкие и добрососедские отношения со всеми соседними странами, имеющими с СССР общую границу, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить, прямо или косвенно, интересы целости и неприкосновенности границ Советского государства.
3. Мы стоим за поддержку народов, ставших жертвами агрессии и борющихся за независимость своей родины.
4. Мы не боимся угроз со стороны агрессоров и готовы ответить двойным ударом на удар поджигателей войны, пытающихся нарушить неприкосновенность советских границ.
Такова внешняя политика Советского Союза» (И.В.Сталин, Из Отчетного Доклада на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б), 10 марта 1939 г. ).
КПРФ: взгляд изнутри
Просто было жить в сталинское время в СССР. Если ты прочитаешь в газете или услышишь по радио об очередном снижении цен, будь уверен: так и будет. Если объявили о строительстве канала или завода, знай: они будут построены. И наказания за преступления против советского общества были неотвратимы. Как говорит Жеглов (Высоцкий) в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Запомни, Шарапов, наказания без вины не бывает». Люди понимали: им, большевикам, можно верить, у них слово не расходится с делом.
Нынче, в буржуазной Российской Федерации, всё по-другому – ничему и никому верить нельзя, поверишь – останешься и без денег, и без квартиры, тебя будут многократно «обувать» несметные полчища жуликов и воров. Принцип нынешней жизни – остерегайся всего: и заманчивых объявлений, и «ласковых людишек», обещающих тебе невесть какие блага. «Поддался», «вляпался» – вини только себя, в буржуазном обществе каждый борется только за свои «шкурные» интересы, а все эти «общечеловеческие» – не больше чем красивая декорация.
Вот так мы сами без преувеличения «вляпались» в общество, где царит двуличие, где говорят одно, а думают другое, где честность и порядочность громко провозглашаются, но в жизни царят прямо противоположные принципы. Особенно этим отличаются СМИ. По 5 каналу в программе «Утро на пять», например, читается гороскоп с рекомендацией не обращать внимания на чужие проблемы и заниматься исключительно собой ровно через минуту после того, как этими же ведущими зачитывалось обращение к телезрителям отправить СМС на номер такой-то с указанием суммы, кою немедля с их счёта спишут, чтобы помочь больной девочке. Сама девочка, если найдутся добрые люди и её вылечат, то есть если она будет, вопреки российской медицине, жить, хочет хорошо учиться, чтобы стать… врачом. То есть хочет стать именно тем, кто спокойно смотрит, как она умирает. И, говоря что хочет стать врачом, не добавляет при этом: «Чтобы лечить детей бесплатно». Врачом, и точка. Вот таким российским современным, что каждое утро участливо смотрит в её детские глаза, расспрашивает о самочувствии… и ждёт либо денег, чтобы её спасти, либо смерти ребёнка в случае неоплаты операции.
Нам «пудрят» мозги всякие либерал-демократы своей «коронной» фразой «СССР, к счастью, больше нет» сразу вслед за перечислением многочисленных творящихся мерзостей капитализма. Нам раздваивал сознание киевский писатель Олесь Бузина, убитый нацистами. Твёрдо стоявший за независимую Украину и дружбу между народами Украины и России. Мне всегда был интересен его посыл «Один народ – две страны». Хотелось поспорить. Увы, уже не получится, он наивно был убеждён, что его громкое имя не позволит нацистской мрази направить ствол в его сторону… Но, всё же, зачем одному народу две страны? Понятно, зачем две страны корейскому народу. Хочешь как раб загибаться на хозяина, чтобы иметь возможность или на час купить ещё более несчастную, или спустить всё заработанное в казино – живи в Корее южной. Хочешь строить Коммунизм – добро пожаловать в КНДР. Понятно, почему были две Германии. А вот зачем даже не две, а три России со столицами в Москве, Минске и Киеве?
Нам ШУМНО раздваивают сознание сдачами норм ГТО, спортшколами, ДОСААФ, Артеком, гимном, пионерами, призывами к возврату пятилетних планов развития… на фоне полной, оглушительной ТИШИНЫ о сверхдоходах олигархата. Истинное раздвоение: биться, переживать, отслеживать каждый рубль бюджета, туда тратится, или не туда, и… глухо молчать, не обращая внимания на то, что ещё два бюджета страны сливается «за бугор», обменивается на всякую чепуху в виде обработанных алмазов и старых переоценённых картин, итальянских авто, яхт размером с треть «Титаника», самолётов с собственной системой ПРО, золотыми ваннами и унитазами, и… молчать! Молчать. Изредка открывая рот, чтобы попросить помощи, милостыни, напомнить о благотворительности…
А теперь о главном. О том, что молчат об этом раздвоении сегодняшние «коммунисты» из КПРФ, заманившие в свои сети сотни тысяч честных, но недалёких товарищей. Об отсутствии авангарда рабочего класса при наличии КПРФ. Об отсутствии страха у проклятых буржуинов перед грядущей пролетарской революцией при наличии КПРФ.
Апрельские тезисы В.И. Ленина как план грядущей социалистической революции
К 144-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина
При первых известиях об отречении от престола Николая-кровавого В.И. Ленин с товарищами решает немедленно, любым доступным путём возвращаться из эмиграции в Россию. Лучше чем кто-либо другой он предвидел, какие опасности стоят на пути революции. По опыту борьбы Владимир Ильич знал, что главными врагами революции будут её мнимые «друзья», болтуны из мелкобуржуазного болота – меньшевики и эсеры, уже не раз предававшие интересы рабочего класса.
До отъезда из Швейцарии Владимир Ильич успевает написать и отправить пять писем («Письма из далека», ПСС т.31) в которых на конкретных примерах и фактах он объяснил, почему невозможно ни в чём доверять Временному правительству министров-капиталистов и мелкобуржуазных соглашателей. К моменту возвращения в Россию Ленин в сжатом виде сформулировал план Социалистической революции, получивший известность как Апрельские тезисы (статья «О задачах пролетариата в данной революции», Ленин, ПСС т. 31). Ленинские Тезисы состоят из 10 пунктов:
1. Пока власть в руках капиталистического правительства, война остаётся империалистической, грабительской. Только при переходе власти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства, при безусловном отказе от аннексий и контрибуций, при отказе обслуживать интересы капиталистов-предпринимателей, война может стать оборонительной. Для этого необходимо вырвать власть из рук министров-капиталистов, а без революции, без вооружённого восстания, демократическим путём они власть не отдадут. Необходимо объяснить это широким массам, солдатам нашей и немецкой армий.
Капитализм – это конкуренция и война всех со всеми! Чтобы остановить войны, нужно уничтожить капитализм.
2. Свержение царя стало лишь первым этапом революции, так как власть захватили капиталисты, кровно заинтересованные в продолжении войны. Массы не организованны, наивно доверяют обещаниям правительства капиталистов. Поэтому необходимо максимально использовать появившиеся легальные возможности для проведения разъяснительной работы среди только проснувшегося, ставшего политически активным пролетариата.
На Украине мы видим подтверждение ленинских тезисов. Либералы-западники, объединившись с крайне правыми националистами, используя демагогию и лицемерие, провокации и деньги олигархов, смогли увлечь часть населения «обещаниями» сделать власть справедливой. Это стало возможным только из-за пассивности, слабости украинских коммунистов.