18 декабря 2018

Litso armyanskogo kapitalizma

За время независимости в Армении успело произойти много всего: и хорошего, и плохого, но в основном плохого, несмотря на утверждения патриотов о том, что всё изменилось к лучшему. Наверное, под этим они имеют в виду закрытие единственного в Армении автозавода «ЕрАз» («AA Trucks Armenia» не компенсирует потерю), закрытие завода «Наирит» (ее судьба до сих пор не ясна), банкротство национального достояния – кинокомпании «Арменфильм», низкий уровень жизни и многое другое...

Как после всего этого можно говорить, что страна изменилась к лучшему. Непонятно… Ибо если и предположить, что всё хорошо и ничего не делать – уровень жизни в стране будет продолжать падать.

Проведем для начала экскурс по потерянному.

I.

1. Ереванский автомобильный завод. ЕрАз образован в 1964 году на корпусах строящегося завода «Автозаводчик». Специализировался на автофургонах. За время существования вплоть до 2002 года было выпущено огромное количество автомобилей. Но из-за финансовых проблем решением Экономического суда Армении завод был признан банкротом и, соответственно, закрыт. На этом автомобилестроение в Армении почти закончилось.

«AA Trucks Armenia» не компенсирует потерю по одной простой причине. В отличие от Советского опыта, когда автопром мог сам себя обеспечить и весь процесс производства с самого нуля происходил в Армении, сейчас на месте происходит лишь сборка из ввозимых в страну комплектующих, аналогично сборке армянских смартфонов. Следует отметить, что такое подобное производство базируется на инвестициях и вложениях, ежегодных сборах денег разными фондами.

Таким образом, утверждения об армянском автопроме (Made in Armenia), развивающемся в Советское время за счет помощи союзных республик и отсутствии внешних инвестиций в настоящее время, не выдерживает никакой критики.

2. Химзавод «Наирит», расположенный в столице Армении – городе Ереване, ведет свою историю с 1936 года. Основная деятельность предприятия – производство хлоропреновых каучуков, карбинола, каустической соды, латексов, хлорной извести, жидкого хлора, негашеной извести, кислорода, монокарбоновых кислот. В советское время среднемесячная мощность завода составляла 700−750 тонн продукции.

После развала Советского Союза производство несколько раз останавливали. Первый раз – в начале 1990-х, когда большинство промышленных предприятий Армении, связанных с военно-промышленным комплексом СССР, перестало работать, а страна, будучи втянутой в Карабахскую войну, находилась в экономической блокаде. Второй раз – в декабре 2008 года в связи с понижением спроса на продукцию в условиях экономического кризиса. В третий раз – в 2010 году, когда надежды на доходы от экспорта не оправдались. Завод «Наирит» был закрыт в 2016 году из-за того же банкротства. Положительным является лишь выплата заработной платы работникам завода, которая задерживалась ещё со времён правления Сержа Саргсяна.

На данный момент судьба «Наирита» весьма туманна. Есть надежда на то, что новое правительство привлечет инвесторов и перезапустит завод. Пойдет ли на такой шаг команда Пашиняна - покажет время. Известно лишь одно: правительством приняло решение о выделении Министерству чрезвычайных ситуаций 177 млн. драмов (1 доллар ≈ 484 драм по состоянию на 15.08.2018 г.). Предполагается, что сумма будет направлена на обеспечение безопасного хранения химических веществ в технологических системах, тарах и оборудованиях ЗАО «Завод «Наирит» …

3. Ереванский метрополитен. Казалось бы, с ним всё в порядке, однако перспективы развития Ереванского метрополитена под большим вопросом. К сожалению, с 1996 года ни одной новой станции метро не было открыто; от силы - власти справляются лишь с амортизационными и иными затратами, а также реставрацией существующих станций.

Для сравнения, «в зените» советской эпохи, с 1989 по 1991 годы, были построены перегонные тоннели и часть конструкций станций «Ачапняк» и «Назарбекян». Однако для их ввода в эксплуатацию требовался ещё немалый объём работ, который постсоветская Армения не осилила. Поэтому в целях безопасности в 2017 году часть порталов тоннелей была завалена.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в числе перспектив развития метрополитена в независимой Армении существовал проект Министерства транспорта и коммуникаций Армении о строительстве новой скоростной железнодорожной линии, предполагающий связать аэропорт Звартноц со станцией метро «Чарбах» в Ереване и с железнодорожной станцией «Кармир Блур». Однако по состоянию на начало февраля 2018 года проект не реализован и строительство заморожено.

Справедливости ради добавим, что в Комитете по градостроительству в настоящее время существует проект новой станции «Сурмалу», которая по задумке должна обеспечить альтернативный транспорт в районе многолюдного торгового центра «Петак» и ул. Севани. Реализация данного проекта значительно бы разгрузила наземный транспорт. Тем не менее, на момент написания данной статьи данный проект пока лишь обсуждается и ещё не утверждён, не говоря уже о его дальнейшей реализации.

5. Каскад - одна из самых ярких достопримечательностей Еревана. При всей его красоте, к сожалению, в верхней части остался недостроенным участок, образующий своеобразный котлован. И это, несмотря на то, что строительство Каскадной лестницы начато ещё в Советское время, достраивать же данное архитектурное строение, видимо, никто собирается. Хотелось бы увидеть Каскад в завершенном виде. Тем более, что в наш прекрасный город приезжает столько туристов со всех концов мира.

II.

Переходя к насущному вопросу о «рынке труда», вероятно, следует упомянуть проект «Национальный профиль достойного труда», который, по первоначальной своей задумке, был направлен на улучшение критериев и условий труда в Армении. Данный проект был разработан Международной организацией труда (МОД) при сотрудничестве с Министерством труда и социальных вопросов Армении, Конфедерацией профсоюзов Армении, Республиканским союзом работодателей и Национальной статистической службой Армении. Внушительно, не правда ли?

В открытом доступе мы не смогли найти этот документ, но о его существовании свидетельствует информация на официальном сайте Международной организации труда. Справедливости ради отметим, что, исходя из информации на официальном сайте МОТ «Национальный профиль достойного труда» содержит все статистические и правовые характеристики, касающиеся оценки доступности труда в Армении, нацелен на обеспечение реализации права на труд. Весьма примечательно и то, что указанный документ был удостоен высочайшей оценки наших иностранных партнеров.

Вместе с тем важен столько содержание названного документа, сколько принятие мер по его реализация. К сожалению, положительной динамики по обеспечению «достойного труда» в интересах всех трудящихся Республики Армения по-прежнему не наблюдается, а мониторинг в сфере труда в Армении носит чисто формальный характер?

III.

До весенних событий, в числе ведущих проблем в Армении считаются весьма ощутимая безработица, низкая оплата труда, а также нарушение общепризнанных норм трудового права. Зарплата выплачивается своевременно только работникам в госструктурах, а остальным платят нерегулярно, иногда с длительными задержками. Имеют место быть и иные нарушения трудового законодательства: в отношении продолжительности и режима рабочего времени и др. К сожалению, в реалиях нынешнего времени все чаще наблюдается «в чистом виде» эксплуатация человека человеком, отношения работодателя и работника нередко напоминают отношения хозяина и «бесправного» работника, что представляется совершенно неприемлемым.

Уровень безработицы (а здесь Армения опережает все страны ЕАЭС), низкие размеры пенсий и многие другие факторы способствуют ещё большему расслоению в обществе. Если «говорить правду и только правду»: весьма ощутима бедность, зачастую граничащая с нищетой, в числе миллионеров большинство чиновники.

Статистика, касающаяся соотношения уровня жизни в странах ЕАЭС и в Армении (на февраль 2018 года), свидетельствует о том, что Армения в ЕАЭС находится на предпоследнем месте, опережая только Киргизию. Печально при этом то, что радикально поменялось восприятие и мышление современного человека: подобные «жестокие» реалии становятся вполне обычной нормой жизни.

Данный досадный факт частично сглаживает то, что по состоянию на февраль 2018 года была самая низкая стоимость квадратного метра квартиры в столице Армении. Вместе с тем после событий весны 2018 года произошло подорожание жилья, что объективно не соотносится с уровнем жизни в стране. Возможно, подобное стало следствием того, что армяне, будучи «разбросанными» по всему свету, тем не менее, тяготеют к своей исторической Родине и, пытаясь упрочить с ней связь, создают в ней своё «гнёздышко».

Редакция группы «Красная Армения» https://vk.com/club51536286

Источники:

1. «Ереванский метрополитен» 
[Электронный ресурс] // wikipedia.org: Открытая энциклопедия, [2018], 
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ереванский_метрополитен

2. «В Комитете по градостроительству обсуждались перспективы развития Ереванского метрополитена»
[Электронный ресурс] // armenpress.am: Новостной агенство, [2018], 
URL: https://armenpress.am/rus/news/943491.html

3. «Правительство Армении хочет перезапустить завод «Наирит» 
[Электронный ресурс] // vk.com: Социальная сеть, [2017], 
URL: https://vk.com/wall-147597960_62

4. «О Ереванском автомобильном заводе» 
[Электронный ресурс] // vk.com: Социальная сеть, [2017], 
URL: https://vk.com/wall-147597960_68

5. «Методология оценки достойного труда поможет улучшить условия труда в Армении» 
[Электронный ресурс] // www.ilo.org: официальный сайт Международной Организации Труда, [2013], 
URL: http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_479839/lang--ru/index.htm

6. «Методология оценки достойного труда поспособствует улучшению условий труда в Армении» 
[Электронный ресурс] // arka.am: Информационное агентство «АРКА», [2013],
URL: http://arka.am/ru/news/society/metodologiya_otsenki_dostoynogo_truda_posposobstvuet_uluchsheniyu_usloviy_truda_v_armenii/

7. «Уровень жизни в странах ЕАЭС»        
[Электронный ресурс] // ru.armeniasputnik.am: Новостной сайт, [2018], 
URL: https://ru.armeniasputnik.am/infographics/20180211/10487669/uroven-zhizni-v-stranah-eaehs.html